ОГЛАВЛЕНИЕ

Фотоаппарат Зенит-7 обзор и инструкция

P8284538Зенит-7 — фотоаппарат сложной конструкции и непростой судьбы. 

Его разработка началась в 1963  году. Чтобы лучше понять камеру нам нужно мысленно переместиться в то время и осмотреться на полках в советских фотомагазинах. А также, на сколько это возможно, заглянуть в конструкторские бюро КМЗ и Арсенала.

Итак, что у нас на полках?

 63-й год. Вовсю продается и пользуется супер-популярностью Зенит-3М. 

Да что там Зенит-3М, буквально 2 года назад прекратилось производство Зенита-С — модификации самой первой советской зеркалки. Думаю, эти камеры еще можно даже встретить в продаже! 

В сегменте камер высокого уровня можно купить Старт. Собственно, все. Арсенал зеркалки пока не производит.

Все советские зеркальные фотоаппараты того времени имеют залипающее зеркало. Нет никаких моргающих диафрагм. Никаких встроенных экспонометров.

Диапазон выдержек Зенита-3М — классический для советского бюджетного сегмента — 1/30-1/500. У Старта диапазон шире —  1 - 1/1000, но менять выдержку можно только при взведенном затворе.

Выдержка синхронизации с импульсными вспышками у обоих 1/30.

Такая вот ситуация. Хорошо, что в КБ?

Конструкторы не сидят без дела.

Во-первых, на КМЗ ведутся работы по развитию обоих сегментов зеркальной фотоаппаратуры. Готовится к выходу Зенит-4 в высоком сегменте (выпуск с 1964 года) и Зенит-Е в бюджетном (1965)

Во-вторых, Арсенал разрабатывает свой Киев-10 (1965). 

Что нового ожидается в этих разработках?

Все три камеры получат встроенный экспонометр. Селеновый.

До TTL замера у Киева-15 и Зенита-16 еще 10 лет. Пока — только селеновые экспонометры.

Менять выдержку у всех трех можно будет при любом состоянии затвора.

Киев-10 и Зенит-Е получат зеркало постоянного визирования.  У Зенита-4 будет залипающее.

Диапазон выдержек Зенита-4 и Киева-10 будет широким, у Зенита-Е — стандартным.

Выдержка синхронизации Киева-10 — не короче 1/60. У Зенита-4 — любая, вплоть до 1/500, но центральный затвор — это отдельная песня.
У Зенита-Е — классическая — 1/30.

Ну что же, в целом понятна и текущая ситуация и тренды развития. Вот в этот самый момент начинаются работы над Зенитом-7.

Камера задумывалась как инновационная. С замахом на восстановление позиций на мировой фото-арене.

Затвор разрабатывали с нуля — шторный, но принципиально новый. Ничего общего с линейками -3 или –Е.

Затвор форсировали. Шторки в нем двигаются очень быстро. Это позволило довести выдержку синхронизации до 1/125. Небывалый показатель и для советской и для иностранной техники.

Диапазон выдержек широчайший  — 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000.  И у Зенита-4 и Киева-10 на одну выдержку меньше, так ведь это только перспективные камеры!

Зеркало постоянного визирования, большое  поле зрения в видоискателе, новый парк оптики с перспективным креплением, инновационный дизайн — все предрекало камере быть флагманом. И в СССР и за рубежом.

Но, увы, как часто у нас бывало, что-то пошло не так. 

Затвор вышел слишком сложным. Предприятие очень долго не могло добиться стабильной и надежной его работы.

Разработка началась в 1963 году, а серийное производство Зенита-7 началось в 68-м. Через 5 лет (!!!)

Но и с началом серийного производства камера оставалась сырой. Доработки затвора  длились все время выпуска до 1971 года, когда проект свернули. 

Потребители, по сути, невольно выступали таксировщиками, причем, естественно за свой счет.

Зенит-7 стартовал в 68, т.е. позже Зенита-4, -5, -6, -Е и Киева-10 и не имел, при этом, встроенного экспонометра. Все вышеперечисленные камеры — экспонометр имели. Даже бюджетный Зенит-Е.

Для 68-го года отсутствие экспонометра на флагманской камере — это было странно. 

Нет, я согласен, что точность встроенного селенового экспонометра оставляет желать лучшего, и, коли уж на то речь пошла, то внешний экспонометр лучше.

Не о том разговор. Я имею в виду, что в видении тогдашнего руководства фото-промышленностью селеновый экспонометр был, таки, обязательным атрибутом фотоаппарата верхнего сегмента.

Его даже в Старт пытались встроить.

А в Зенит-7 не стали.   

У меня ощущение, что до этой детали просто не дошли руки. Камеру выпустили в производство «как есть», только потому, что пора бы уже что-то запустить после пяти лет разработок. Чего успели, то и запустили.

P8284550У Зенита-7 на объективе сверху есть вилка, с помощью которой предполагалось передавать значение диафрагмы в некий гипотетический внешний присоединяемый экспонометр.

Но экспонометры такие вообще не выпускались.  

Проблемы Зенита-7 были решены в 1970 году в модели Зенит-7М, который был так глубоко переработан, что представлял собой, по сути, новый фотоаппарат, но в серию он не пошел.


А семерку свернули в 1971. Печально.

Ну что, пора рассмотреть сам аппарат.

Зенит-7


Аппарат выпускался на Красногорском Механическом Заводе (КМЗ)  с 1968 по 1971 годы.   

Всего этих камер было выпущено чуть больше 3 тыс. штук. Совсем немного. 

P9294853

Аппарат довольно крупный. Он смотрится больше классических Зенитов 12-й серии.

Корпус камеры несколько выше обычного, а кожух пентапризмы сделан более низким и пологим. Это делает дизайн Зенита-7 непохожим на прочие зеркалки КМЗ.

Вцелом дизайн смотрится неплохо. Видно, что аппарат старались сделать особенным.

Хотя, на мой вкус, все немного простовато. Корпус дальномера Друг выполнен в похожем стиле, но выглядит интереснее.   

Затвор— матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом.  Для матерчатых затворов он обладает феноменальным набором выдержек: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

Ход шторок имеет переменную скорость и очень высокую по тем временам точность и равномерность отработки выдержки.

Синхронизация вспышки на 1/125.

Касательно крепления объектива у Зенита-7 все немного запутано.  Хотя в Wiki и написано все верно, но я лично не мог понять в чем дело пока не увидел все своими глазами на реальном аппарате.

Поэтому, даю подробную справку.

P8284562У Зенита-7 соединение с объективом — байонетное.  Так называемый Байонет 7. По конструкции это накидная гайка. Больше всего похоже на байонет Старт.

Рабочий отрезок аппарата 42 мм.

На фото байонет аппарата. Переходник снят.





Штатный объектив — Гелиос-44-7 2/58. Его не нужно путать с объективом Гелиос-44М-7. Это совершенно разные объективы.

Гелиос-44-7 — объектив резьбовой. Резьба у него М42, а рабочий отрезок 45,5 мм.

Объектив крепится к камере с помощью штатного комплектного переходника.

Зенит-7 — это единственный известный мне фотоаппарат, у которого штатный объектив не совпадает с камерой ни по типу крепления, ни по рабочему отрезку.

Есть информация, что к Зениту-7 собирались сделать штатным объектив Эра-6 1,5/50 как раз с байонетом 7. Но видимо, тоже не успели и начали комплектовать резьбовыми Гелиосами.  

Всего к камере шло в комплекте два переходника. Один для объективов с резьбой М42 (он был установлен сразу) и второй — для объективов с резьбой М39 (рабочий отрезок 42 мм позволял корректно работать с этими объективами). 

Второй переходник, как правило, терялся.

Про основной переходник интересно также узнать, что помимо резьбы М42 он содержит также еще один тип крепления — внешний байонет Д.

Это крепление разрабатывалось для фотоаппарата Зенит-Д.  Кроме оптики к этому креплению предполагалось присоединять различное оборудования типа макро-колец или приставок для фотографирования через микроскоп.

P8294572На фото переходник лежит байонетом 7 вверх. Видна резьба внутри и лепестки внешнего байонета Д внизу.  

К Зениту-7 в комплекте могло идти макро-кольцо под байонет Д.

Как выглядит второй переходник а резьбой М39 — мне неизвестно.





P8294575На этом фото переходник надет на аппарат.













Зенит-7 имеет механизм моргающей диафрагмы. Есть информация о том, что моргалка Зенита-7 несовместима с более поздними моделями аппаратов и оптики, но я этого подтвердить не могу.

P9294854
P9294856

Нажимной механизм в аппарате очень похож на более поздние модели Зенитов. На фото слева Зенит-7, справа Зенит-12СД.

P8294577У объектива толкатель выглядит совершенно другим, но с т.з. физического действия он аналогичен.











P9194737На снимке Зенит-7 с объективом Юпитер-21М. Привод диафрагмы нормально работает. И наоборот Гелиос-44-7 отлично себя чувствует на моем Зените-12СД.    










Первые выпуски Зенита-7 были оборудованы автоспуском и двумя гнездами проводного синхроконтакта — Х и М, но очень быстро от автоспуска и второго гнезда отказались.

В обзоре представлена более распространенная версия аппарата без автоспуска. 

Встроенного крепления для вспышки у аппарата нет. Предполагалось использовать съемное крепление, надевающееся на вертикальные прорези вокруг видоискателя.

Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм или 84% площади кадра. По стороне это 92%

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром.

Вес моего экземпляра без объектива, но с переходником — 780 грамм.
       

Элементы управления:

P8284541На передней панели Зенита-7, помимо объектива, имеется только клавиша спуска справа. Клавиша крупная с вертикальным ходом. Ход не очень большой. Спуск сравнительно тугой.









P8284548
P8294584

Клавиша расположена довольно низко и сама вытянута вниз. С учетом запаса места под ход клавиши, на корпусе останется не так уж много места под хват.

По мне, расположение руки при готовности нажимать на кнопку спуска сильно ниже того положения, при котором удобно взводить затвор. В результате, аппарат приходится перехватывать. Это не очень удобно.

Гнездо под тросик — снизу клавиши. Это выглядит необычно.  

P8284543Сзади — окуляр видоискателя и лапка рычага взвода затвора и транспортировки кадра.

Видоискатель Зенита-7 очень хороший. Он дает большую, равномерно светлую картинку.

Слева в поле зрения видоискателя находится крупный треугольный флажок, предупреждающий о невзведенном затворе.

Лапка курка именно сзади, а не сверху. Сам курок скрыт в горизонтальной щели в корпусе. Взвод затвора довольно тугой и неоднородный по усилию.

P8284546Снизу —штативное гнездо (почти по оси объектива) и кнопка отключения затвора.












P8284545Сверху у Зенита-7 слева направо находятся:
— скрытая в корпусе головка обратной перемотки, наверху которой расположена памятка типа и чувствительности пленки;
— селектор выдержек;
— окошко счетчика кадров.  








P8284553Селектор выдержек невысокий, вращать его предполагается большим пальцем правой руки за ребристый край. Для большего удобства на задней верхней грани корпуса имеется углубление под палец. 

Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном. Переключаются выдержки достаточно мягко с четкой фиксацией.




P8294585Гнездо синхроконтакта располагается на левом торце корпуса.

















P8284555Задняя крышка у Зенита-7 откидная. Чтобы ее открыть, нужно сначала извлечь головку обратной перемотки. Для этого нажимаем на головку пальцем и поворачиваем немного против часовой стрелки.









P8284559

Пружина вытолкнет головку выше уровня корпуса. Затем нужно потянуть головку вверх. Замок крышки аппарата при этом откроется.

Интересно, что простое захлопывание крышки не блокирует замок, как, например на Зените-12СД. Чтобы закрыть замок, нужно удерживая крышку в закрытом состоянии опустить вниз головку перемотки.
  

Отношение к камере.

Что можно сказать о Зените-7? Камера сколь прорывная, столь и провальная для предприятия.

Семерку жалко, конечно, но нужно понимать, что ни одно предприятие не может позволить себе столько времени разрабатывать продукт и в итоге не начать его выпускать. Это просто убыточная деятельность.

Старт, Зениты с центральным затвором, и наконец, Зенит-7 — все это череда неудачных попыток КМЗ создать высококлассный фотоаппарат.

Постепенно статус предприятия, способного производить камеры высокого уровня переходит к Арсеналу.

Сам аппарат — хороший. Ближе к концу производства надежность была уже на нормальном уровне.

Я обычно, сетую, что потребителей бросили с их новыми фотоаппаратами  на произвол судьбы, но в данном случае все не столь печально.  

Пусть байонеты 7 и Д остались невиданной экзотикой, но аппарат комплектовался переходниками на М42 и М39. Для объективов с М42 поддерживалась моргающая диафрагма.  

Это значит, что владельцам семерок был без каких-либо ограничений доступен весь огромный парк советской резьбовой оптики, как прошлых лет выпуска, так и самые современные модели.

Те, у кого аппарат не вышел из строя сразу - могли использовать весь его немалый потенциал в свое удовольствие.  

На этом у меня все. Если вам понравился обзор, расскажите о нем друзьям.

Удачи!


--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.

Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.

Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!


В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.
--------------------------------------------------------------------------

Инструкция:












Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фотоэкспонометр Ленинград-2 обзор и инструкция

Подбор современных аналогов для замены советских батареек в фотоаппаратах

ФЭД-5 обзор фотоаппарата и инструкция

Зеркальные фотоаппараты с резьбой М39 и байонетом Ц

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция